1 января 2007 •

Павел КАРИН, фото автора и фирмы Land Rover

— Ты его помучай: похоже, он неплох на бездорожье, — напутствовал меня наш эксперт Олег Растегаев. Сам-то Олег еще летом пощупал новый Land Rover Freelander. Правда, за руль его тогда не пустили, лишь дав полюбоваться образцово-показательными заездами заводских испытателей (см. АР №13—14, 2006).

А теперь у меня все карты: сам Freelander (в двух версиях, с дизелем и бензиновым мотором) и разномастные дороги Марокко — асфальт, гравий, песок... Можно будет воспользоваться всеми режимами «внедорожной» системы Terrain Response, которой, по примеру Discovery, оснащен и новый Freelander. Не удалось поездить разве что по снегу — это же Африка, а до снегов Килиманджаро далеко. Да и они, говорят, уже растаяли.

Основной транспорт в Марокко — ослики. Они и грузовики, и «персоналки», а заправляют их просто — вешают мешок с едой прямо на голову. То же — с лошадьми. А из автомобилей чаще всего попадаются такси — «сто двадцать третьи» Мерседесы и универсалы Peugeot 504. Все выкрашены синей краской, все с белыми крышами и все сверх меры набиты пассажирами. На этом фоне даже седанчики Dacia Logan смотрятся шикарно. И тут я на ярко-рыжем Фрилендере...

Но меня бы заметили и в избалованной Москве! Выглядит маленький Land Rover отменно — мужественный, целеустремленный, а в деталях напоминает Range Rover Sport: боковое остекление, задние фонари, сотовые решеточки на передних крыльях. Прошел даже слушок о возможном ребрендинге: якобы применительно ко Фрилендеру будут использовать «марочное» название Range Rover, а не Land Rover. Но в Марокко это опровергли: речь, мол, о слишком разных автомобилях.

В целом интерьер выглядит солидно, но в деталях (крашеные ободки приборов, пластиковое «дерево») — не очень Кресла удобны, диапазоны регулировок широки, а руль теперь настраивается не только по высоте, но и по вылету Сзади стало просторнее — прибавилось места для ног и над головой

Чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в салон: они действительно разные! Ободки приборов не хромированные, а покрыты «серебрянкой», дерево — вовсе и не дерево, а пластик… Нет, не Range Rover.

Двигатель запускается кнопкой. Нажал, а в ответ — уютное урчание новейшего 160-сильного турбодизеля 2.2 TD4, разработанного компаниями Ford и Peugeot. Пока все дизельные Фрилендеры — только с шестиступенчатой «механикой», а «автомат» Aisin Warner появится весной. Таким же «автоматом» оснащаются и бензиновые машины. Механических коробок на них теперь вообще не будет.

Несмотря на то что «запаска» перенесена с пятой двери под пол багажника, его объем увеличился до 755 литров — или до 1670 литров при сложенных задних сиденьях

А дизель… Удивительно, но даже на пустынном шоссе я ни разу не добрался до шестой передачи — маловато тяги. На песчаной трассе и вовсе заглох. Конечно, если бы я все делал, как велел инструктор, то ничего бы не случилось: перед подъемом — газ, на вершине — сброс, на спуске — торможение двигателем... Но я замешкался, мотор потерял обороты и заглох. Причем заглох как-то сразу, без предупреждения — так перегорают лампочки. «Тяговый» диапазон дизеля слишком узкий, а еще мне помешала тугая, неинформативная педаль газа.

Пеняю на зеркало?

Систему Terrain Response я, естественно, перевел в режим Sand («песок»), допускающий пробуксовку колес. Хотя позже убедился, что и в «стандартном» режиме (General Driving), но при отключенной системе стабилизации Freelander едет по песку ничуть не хуже. А вязнет, когда Terrain Response работает в «скользком» режиме (трава/гравий/снег): электроника совсем не дает колесам буксовать, постоянно их подтормаживая.

Система Terrain Response в основном управляет «строгостью» системы стабилизации и имеет четыре режима — General Driving (асфальт), Grass/Gravel/Snow («трава/гравий/снег»), Mud and Ruts («грязь и колея») и Sand («песок»)
Режимы системы Terrain Response отображаются на дисплее панели приборов
Аудиосистема — с линейным входом

В обычных условиях Freelander — практически переднеприводный: управляемая электроникой муфта Haldex (она пришла на смену вискомуфте) передает на задние колеса не более пяти процентов крутящего момента. Но при пробуксовке перед­них колес пакет фрикционов сжимается вплоть до полной блокировки. Это же происходит и при старте с места.

Подвеска показалась короткоходной — на песчаных участках она то и дело «замыкалась» на отбой, зато на гравии порадовала и энергоемкостью, и плавностью хода: скорость под сотню, пыль столбом, а Freelander лишь шлепает шинами да разбрасывает камни.

Выхожу из очередного виража — и глазам не верю: чудо из чудес! С раскидистого дерева, словно спелые фрукты, посыпались... барашки! Оказывается, в условиях жесткого дефицита травянистой растительности эти увальни обрели навыки обезьян. Лавирую между баранами и быстренько сматываюсь — пастух был в бешенстве! Хотя я не сбил ни одного барана.

Управляемость? В этом смысле Freelander, пожалуй, ближе к полноразмерным внедорожникам, нежели к «легковым» кроссоверам. С одной стороны, реакции довольно острые (2,6 оборота руля от упора до упора), но автомобиль начинает крениться заметно раньше, чем поворачивать. Да и руль пустоват. В итоге в виражи заезжаешь «на ощупь».

Подвеска хоть и короткоходная, но обладает завидной энергоемкостью
Рядная «шестерка» Volvo (3,2 л, 233 л.с.) располагается поперечно
Турбодизель, совместно разработанный концернами Ford и PSA, насторожил узким рабочим диапазоном

Создатели Фрилендера меня выслушали и все списали на «предсерийность» автомобилей:

— Посмотрите, на оранжевых машинах даже бамперы отличаются по цвету от кузова: их красили «на коленке». О низкой информативности рулевого управления мы знаем, но на серийных машинах будут иные углы установки передних колес, и обратная связь станет лучше.

Может, и они пеняют на зеркало? А еще обещали усилить звукоизоляцию задней части (по мне, так и сейчас все в порядке), истребить салонных «сверчков» и прекратить сбои в электрике. Вот это похвально, а то на нашей машине скрипела потолочная панель и «глючил» топливомер: на первый же подъем в горку ушло полбака солярки! Рискуя вновь заглохнуть, но на этот раз из-за отсутствия топлива, берем еще одну высоту. Риск — благородное дело: бак вновь наполнился соляркой.

Главное изменение в трансмиссии: управляемая электроникой муфта Haldex в приводе задних колес сменила вискомуфту. Ни понижающей передачи, ни межколесных блокировок нет Муфта Haldex. Пакет фрикционов сжимается от малейшего рассогласования скоростей ведущего (1) и ведомого (2) валов. Вращение кулачковых шайб (3) приводит к возвратно-поступательному движению поршней (4), которые накачивают масло в исполнительный цилиндр с поршнем (5) — и сжимают пакет фрикционов (6). Величина подводимого к задним колесам момента гибко регулируется с помощью электромагнитного клапана (7), по команде компьютера стравливающего давление

Бензиновый Freelander с рядной вольвовской «шестеркой» (3,2 л, 233 л.с.) произвел более приятное впечатление — и на песке, и на асфальте. И пусть крутящий момент здесь меньше (317 Нм против 400 Нм у дизеля), управляться с бензиновой машиной проще: шире рабочий диапазон мотора.

Шестиступенчатый «автомат» несколько задумчив в «драйве», зато в ручном режиме можно ехать очень бойко. Главное — вовремя осадить в деревеньке: ослики, лошадки, снующие мотоциклисты. А знаков, предупреждающих о населенном пункте, нет. И дома какие-то странные. На первый взгляд разрушенная в средние века крепость. А присмотришься — жилье: брезентовая крыша, дверь-покрывало... Нищета. Зато какие славные люди! Поделишься с ними сухим пайком — и радуешься нерушимости российско-марокканской дружбы! Так и лезут в объектив…

Freelander подрос: он стал на 5 см длиннее, на 3 см выше и на 11 см шире. Как и Toyota RAV4, он лишился легкомысленной трехдверной модификации. Правда, сами создатели Фрилендера относят к конкурентам вовсе не RAV4, а совсем другие автомобили: BMW X3, Lexus RX 350, Nissan Murano... Под стать и цены — от $37500 за базовую версию с дизелем и «механикой» до $55900 за бензиновую топ-версию с «автоматом». Но если не забывать, что Freelander — это, пожалуй, самый «внедорожный» из всех кроссоверов, а Land Rover — это по-прежнему звучит гордо, то почему бы и нет? Красивая, породистая машина. Главное, чтобы ее создатели выполнили обещание, излечив машину от детских болезней. А как вылечат, так милости просим в Россию. Говорят, к февралю поспеют.

Паспортные данные
Автомобиль Land Rover Freelander
Модификация i6 TD4
Тип кузова 5-дверный универсал 5-дверный универсал
Число мест 5 5
Объем багажника, л 755/1670* 755/1670*
Снаряженная масса, кг 1770 1770
Полная масса, кг 2505 2505
Двигатель бензиновый дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 3192 2179
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 84/96 85/96
Степень сжатия 10,8:1 16,5:1
Число клапанов 24 16
Максимальная мощность, л.с./кВт/об/мин 233/171/6300 160/118/4000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 317/3200 400/2000
Коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая
(автоматическая, 6-ступенчатая)
Передаточные числа  
I 4,15 3,75 (4,15)**
II 2,37 1,91 (2,37)
III 1,56 1,18 (1,56)
IV 1,16 0,84 (1,16)
V 0,86 0,65 (0,86)
VI 0,69 0,54 (0,69)
задний ход 3,39 3,44 (3,39)
главная передача 3,75 4,53 (3,33)
Привод полный, с муфтой Haldex в приводе задних колес
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины 215/75 R16 215/75 R16
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сx 0,39 0,39
Максимальная скорость, км/ч 200 181
Время разгона 0—100 км/ч, с 8,9 11,7
Расход топлива, л/100 км    
городской цикл 15,8 9,2
загородный цикл 8,6 6,2
смешанный цикл 11,2 7,5
Емкость топливного бака, л 70 68
Топливо бензин АИ-95 дизтопливо
* Со сложенными задними сиденьями
** Данные в скобках — для версий с автоматической коробкой передач

Источник: АвтоРЕВЮ