
Растроение личности
10 октября 2008
Марка Willys известна, пожалуй, не меньше, чем Levi's применительно к США и танк Т-34 применительно к военной истории. И не будет преувеличением сказать, что этот легендарный армейский внедорожник безусловно оказал влияние на ход всей Второй мировой войны. Willys оказался настолько удачным, надежным и неприхотливым, что впоследствии целый ряд автомобильных компаний разработал на основе его конструкции свои собственные модели. Некоторые из них – конечно же, изрядно изменившиеся с течением времени – дожили и до наших дней.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Экскурс в историю Вторая мировая и Willys Cначала разберемся с самим вездеходом Willys, за появление которого следует благодарить американское армейское руководство. К началу 40 х годов ХХ века, когда Вторая мировая уже вовсю шагала по Европе, у союзнической армии США не было в наличии достойного и надежного полноприводного транспортного средства. Единичные проекты вроде пяти Marmon-Herrington 4x4 Ford 1937 года или трех открытых Austin 1938 го – не в счет. Во многом такая ситуация сложилась из-за того, что само Министерство обороны не могло определиться со своими требованиями и спецификациями. Но 11 июля 1940 года вышла в свет директива TM 9-803, которая гласила, что армии необходим “общего назначения (для перевозки пассажиров, а также грузов и оружия, массой ¼ тонны) полноприводный грузовик для разведовательной и иной военной деятельности”. Были оглашены и некоторые технические требования. Так, “грузовик” должен был иметь колесную базу не более 80 дюймов и колею не более 47, откидывающееся ветровое стекло, двигатель, развивающий не менее 115 Нм крутящего момента, и максимальную снаряженную массу всего 590 кг. К участию в тендере, состоявшемся уже 22 июля, были приглашены 135 (!) автомобильных компаний США, но решились попробовать свои силы лишь три из них – American Bantam Car Company, Ford Motor Company и Willys-Overland Motors. Для подготовки действующего прототипа было отведено всего 49 дней, а через 75 нужно было представить уже 70 тестовых моделей! Справилась с этой задачей только фирма Bantam. Ее инженеры представили 23 сентября первый прототип под названием Blitz Buggy, а позднее изготовили еще 70 экземпляров, тем самым формально выиграв тендер. Но производственные мощности компании были ничтожны, а финансовое положение весьма плачевно, Bantam явно не способна была обеспечить своими машинами всю армию. Поэтому на тестовые испытания были приглашены специалисты Ford и Willys. По требованию правительства, чтобы ускорить серийное производство, им даже были переданы все чертежи. В ноябре 1940 года пилотные версии Willys Quad и Ford Pygmy присоединились к испытаниям Bantam Mk II/BRC-60. Неудивительно, что эти три машины не сильно отличались друг от друга. Внедорожник оказался как бы един в трех лицах. При этом изначальный лимит по максимальной массе был признан нереальным и увеличен до 980 кг (кстати, в Bantam его изначально же и проигнорировали). Руководство вооруженных сил США признало годными все три автомобиля и разместило заказы во всех трех компаниях в количестве 1500 штук на каждую. Все модели получили другие индексы: Bantam BRC 40, Ford GP (“G” означало “goverment”, буквой “Р” Ford в то время обозначал свои модели с колесной базой 80 дюймов) и Willys MA (“М” – military, “А” – model A). В июле 1941 года решено было оставить одного производителя. Таковым стал именно Willys – благодаря самому мощному и дешевому в производстве двигателю. Это была рядная “четверка” объемом 2,2 литра, мощностью 60 сил, моментом в 142 Нм и очень низкой степенью сжатия – 6,48:1. За отличную тягу и неприхотливость солдаты прозвали этот мотор Go Devil. Willys получил заказ еще на 16 000 автомобилей, а аббревиатура в названии сменилась на МВ. Производство Bantam было окончательно свернуто (изготовлено около 2600 штук), а вот Ford вернулся с модификацией GPW (“W” означало “по лицензии Willys”) в 1942 году после того, как и Willys стал испытывать недостаток производственных мощностей. В итоге за годы войны было изготовлено свыше 360 тысяч экземпляров "родных" Willys и около 280 тысяч "фордовских". Немалая часть Willys MB (более 51000) была отправлена по ленд лизу в СССР, где верой и правдой служила нашим солдатам, а потом много этих машин еще долгие годы колесили по нашим дорогам, верно служа своим послевоенным хозяевам. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() После войны По окончании Второй мировой войны компания Ford утратила заинтересованность в производстве такого рода автомобилей, а вот компания Willys решила не останавливаться. Именно в это время буквосочетание "Jeep" становится официальной маркой и появляется аббревиатура CJ – civilian jeep. Так стали обозначаться гражданские версии того самого армейского вездехода. Несмотря на то, что фирма Willys неоднократно меняла своих владельцев (в 1953 году она была куплена компанией Kaiser-Fraizer и в 1963 году стала называться Kaiser-Jeep, а в1969 м вошла в состав концерна American Motors Co.), производство CJ версий с порядковыми номерами от 2 до 10 продолжалось вплоть до 1987 года. Естественно, менялись двигатели, трансмиссии, модифицировались кузова и подвески, но по сути своей это был все тот же Willys – надежный и неубиваемый jeep. В течение еще какого-то времени после войны оставались на конвейере и сугубо военные версии Willys (М38, М606, М170). Некоторые из них и по сей день несут службу в вооруженных силах ряда государств. В 1987 году American Motors Co. Перешла под контроль корпорации Chrysler. С этого момента начинается новый виток истории Willys – на смену модели CJ приходит Wrangler, один из участников нашего сегоднешнего теста. Безусловно, он и является “первоочередным наследником” легендарного прошлого и даже внешне более всего похож на своего прародителя. Но оставим Jeep Wrangler на потом, а пока вернемся немного назад и посмотрим, каким образом Willys оставил свой след в автомобильной промышленности весьма отдаленных от США стран – Великобритании и Японии. |
![]() Один из многочисленной когорты “civilian jeep” – Jeep CJ-5 образца 1966 года. Чем не Willys? Английский вариант После окончания Второй мировой войны британская промышленность переживала нелегкие времена. Тем не менее, компании Rover удалось добиться возобновления производства гражданских автомобилей. Правительство даже передало в ее распоряжение большой авиационный завод в Солихалле. Но то была палка о двух концах: с одной стороны, имелись огромные производственные мощности, а с другой – загрузить их лишь уже существовавшими на тот момент легковыми моделями Rover не представлялось возможным. Братья Морис и Спенсер Уилкс, стоявшие в то время во главе компании, прекрасно понимали, что необходима новая машина. В то же время старший из них, Морис, на сельскохозяйственных работах в своем поместье на острове Энглси использовал… угадайте, что? Правильно – Willys! По легенде, когда Спенсер поинтересовался у брата, что он будет делать, когда его вездеход развалится, тот ответил: “Куплю такой же”. Тогда им и пришла в голову идея создания автомобиля по прообразу Willys, которому позже суждено было стать первым Land Rover. Сталь в то время была в дефиците, поэтому элементы шасси решено было варить из стальных полос, по сути – железного лома. Полученные лонжероны и поперечины затем сваривались в раму лестничного типа, ставшую визитной карточкой внедорожника Land Rover на долгие годы, как и кузов, изготовленный из алюминия, легкого и стойкого к коррозии материала, который в избытке остался от авиационной промышленности. Осенью 1947 года появились первые действующие прототипы, в основу которых легло, по сути, шасси Willys, а двигатель и КПП были позаимствованы у легковых моделей Rover, и 11 марта 1948 года на автомобильной выставке в Амстердаме был представлен и серийный вариант – Land Rover Series I. Таким образом, в этом году Land Rover празднует свой 60 летний юбилей. Land Rover – автомобиль долгожитель, автомобиль консерватор. За все эти годы сменилось всего четыре поколения модели, а пятое и, к сожалению, последнее, появилось в прошлом 2007 году. Имя Defender вошло в обиход после рестайлинга 4 й генерации в 1990 году. До этого автомобиль назывался просто – Land Rover, а к его названию прибавлялись различные цифровые индексы, означавшие длину колесной базы в дюймах. С самых давних пор также принято называть длиннобазную версию словосочетанием station wagon, а вариант с открытой грузовой площадкой –pick-up. За 60 лет по миру разошлось более 2 миллионов автомобилей. У Land Rover есть своя верная армия поклонников, людей, по настоящему преданных этому легендарному автомобилю. Они любят “деф” за его надежность, простоту, неубиваемость и потрясающие внедорожные способности. Естественно, эти качества просто необходимы при тяжелых условиях эксплуатации. Поэтому Land Rover пошел по стопам своего прародителя – он несет службу в вооруженных силах некоторых стран, а также трудится в различных неправительственных организациях (ООН, Красный Крест и т.д.). Помимо этого, Defender востребован фермерами, спасателями, энергетиками и коммунальными службами. Но основная часть покупателей этого “честного” автомобиля – мужчины, любящие по настоящему активный отдых. Я говорю не о выездах с семьей на пикник на опушку леса, а о серьезных внедорожных приключениях. Чем ужасней условия, тем лучше раскрывается потрясающий потенциал этого вездехода. Land Rover способен бросить вызов самой природе! Не так давно у нас на тесте уже был короткобазный вариант Land Rover Defender 90 последнего поколения. Поэтому на сей раз мы решили опробовать удлинненную версию – 110 Station Wagon. |
![]() Land Rover первой серии выпускался только в короткобазном варианте. Соответственно, к названию с 1949 по 1954 годы добавлялась цифра “80”, с 1954 по 1957-й – “86”, а с 1957 по 1958-й, когда база выросла еще на два дюйма – “88”. По индивидуальному заказу было изготовлено четыре длиннобазных (107 дюймов) варианта station wagon. Все они были экспортированы в Канаду. |
![]() Land Rover Series II выпускался с 1958 по 1961 год, а с 1962 по 1971-й в производстве была модернизированная модификация Series IIA, в которой фары “переехали” с радиаторной решетки на передние крылья. Две версии имели длину колесной базы 88 или 107 дюймов. |
![]() Третье поколение Land Rover находилось на конвейере с 1972 по 1985 год. Его можно отличить по специфической решетке радиатора с “крылышками”. Длина колесной базы – 88 и 109 дюймов. |
![]() С 1983 года начался выпуск четвертого поколения модели. Такой Land Rover безошибочно идентифицируется благодаря цельному лобовому стеклу (раньше оно состояло из двух частей). Колесная база всех версий немного увеличилась, а также появились версии с удлиненной до 127 (позднее до 130) дюймов базой. В 1990 году появляется название Defender, а “запаска” перемещается с капота на заднюю дверь. Тем временем в Японии… Первый внедорожник, спроектированный компанией Toyota в 1942 году, назывался “АК10”. Идея о постройке такого автомобиля появилась, когда в ходе окупации японцами Филиппин в 1941 году они обнаружили там “союзнический” Bantam MkII, который, как мы знаем, был копией Willys, а точнее, наоборот. Но АК10 комплектовался 2,3 литровым двигателем от Toyota AE и 3 ступенчатой трансмиссией с понижающим рядом и раздаточной коробкой, не имеющими ничего общего с “виллисовскими”. Широкого распространения АК10 не получил. История же автомобиля, ныне известного нам под названием Land Cruiser, началась в 1950 году с началом Корейской войны. Американское правительство заказало компании Toyota изготовить 100 легких внедорожников по спецификациям Willys. Так, в 1951 году появился первый прототип – Toyota BJ. Внешне BJ напоминал Willys, но на самом деле его габариты были больше, а мотор мощнее. Японцы установили свой 3,4 литровый двигатель, который развивал 85 л.с. при 3600 об/мин и 215 нм при 1600 об/мин. У BJ, также как и у Willys, была система подключаемого полного привода, а вот понижающего ряда не было. Серийное производство модели началось в 1953 году, а в 1954 м у нее появилось имя собственное – Land Cruiser. Его придумал технический директор Toyota Ханжи Умехара в пику английскому Land Rover; Умехара очень хотел, чтобы название модели было не менее звучным и значимым, чем у английских конкурентов. На протяжении почти 60 лет появлялись все новые и новые поколения и модификации Land Cruiser. С каждым из них “круизер” все больше отдалялся от своих военных корней и становился все более комфортабельным. Нынешняя “двухсотая” модель – десятое прочтение – менее двух других автомобилей нашего теста напоминает бескомпромиссный Willys, но, тем не менее, своим рождением обязана именно ему и на бездорожье все еще способна на очень многое. Современный Land Cruiser 200 стал продолжением линейки моделей “55–60–80–100”. В 1972 году, во время производства 40 Series, которое продолжалось с 1960 до 1984 года, в Toyota решили параллельно выпустить 4 дверный и более комфортабельный вариант Land Cruiser на удлиненной базе модели “40”. Ему и был присвоен индекс “55”. С этого момента началось раздвоение модельного ряда Land Cruiser. В дальнейшем развитие проходило в двух направлениях: более простые и утилитарные модификации 70–90–110, и люксовые удлинненные версии 60–80–100–200. В 1985 году вышел в свет Land Cruiser 70. Немного позднее ему было присвоено имя Prado, сохранившееся и для моделей 90 и 110. Мы уже опробовали и основательно изучили Land Cruiser 200 и на Канарских островах, и в Москве (МОТОР, март 2008), и на сей раз взяли его на тест уже в качестве именно дальнего "отпрыска" легендарного “прадедушки" Willys. |
![]() Основатель рода Land Cruiser. Внешне угадывается Willys, но “начинка” своя, японская – 3,4 литровый мотор, подключаемый полный привод без понижающего ряда трансмиссии. |
![]() Второе, гораздо более “цивильное” поколение модели. Уже здесь становится заметен “крен” Toyota в гораздо более комфортную, нежели у конкурентов из Land Rover и Jeep, сторону. Объем двигателя вырос до 3,9 л (125 л.с.). Land Cruiser 20 Series стал первым автомобилем компании, производство которого было налажено за границей (в Бразилии), и первым автомобилем, экспортируемым в Австралию. |
![]() “Круизер” наконец-то получил пониженный ряд трансмиссии. Модель “40” делает Land Cruiser известным по всему миру, продажи стремительно растут. Так в 1965 году продано 50 000 Land Cruiser, в 1968 м – 100 000, в 1972 м – 200 000, а в 1973 м – уже 300 000. В 1974 году впервые появляется собственный 3 литровый дизельный двигатель. Еще через два года автомобили начинают оснащать дисковыми тормозами для передних колес. |
![]() Одновременно с производством 40 й модели начинается выпуск 4 дверного Land Cruiser 55 на удлинненной до 2710 мм базе. Основная цель – экспорт в Австралию и Северную Америку. Именно из этой модификации “вырос” современный Land Cruiser 200. |
![]() Появляется система кондиционирования воздуха и дополнительный обогреватель для задней части салона. В 1981 году продан милионный экземпляр Land Cruiser. Обратно в Штаты Как и было обещано, возвращаемся обратно в США, а точнее – к Jeep Wrangler. Итак, после покупки American Motors Co. корпорацией Chrysler в 1987 году начинается выпуск модели Wrangler на основе последнего десятого поколения Jeep CJ. Модификация получает заводское обозначение YJ. Wrangler очень похож на своего прародителя, но в то же время у автомобиля немного уменьшился клиренс, расширилась колея и стал значительно более комфотабельным салон. Но это только по сравнению с CJ, а по сравнению с другими современными машинами интерьер казался спартанским и жутко неудобным. Сохранив рессорную подвеску от CJ, Wrangler все же приобрел стабилизаторы поперечной устойчивости, чтобы лучше держать дорогу. Автомобиль обладал тем же внедорожным арсеналом, что и CJ, и когда-то Willys, – подключаемый полный привод и пониженный ряд трансмиссии. Wrangler первого поколения стал довольно популярным и разошелся по миру тиражом более 685 000 экземпляров. В 1997 году начинается выпуск Jeep Wrangler серии TJ. Первое и самое заметное изменение во внешности – фары головного света снова стали круглыми, как на Willys. В остальном – все тот же Wrangler, чрезвычайно склонный к консерватизму. Основным отличием в конструкции стало применение пружинной подвески, что сделало TJ гораздо более комфортабельным автомобилем (опять же по сравнению с предыдущим YJ). Основой для новой подвески послужила таковая от старшего “брата” – Grand Cherokee. Особого внимания заслуживают экстремальная версии Rubicon и длиннобазная Unlimited. Первая была представлена в 2003 году. Ее отличали специальные внедорожные мосты Dana 44 с блокировками межколесных дифференциалов (передаточное отношение 4,1:1), раздаточная коробка с еще большим, чем у серийной модели, “понижением” (4:1), 16 дюймовые диски с резиной Goodyear MTR P 245/75. До 2004 года модификация оснащалась стандартной 5 ступенчатой ручной КПП, а в 2005-м ее сменила 6 ступенчатая, позаимствованная у Mercedes. Опционально возможна была комплектация “автоматом” с 4 передачами. Версия Unlimited, появившаяся в 2004 году (также известная как LJ), имела удлиненную на 254 мм колесную базу. Но вне дорог Unlimited мог выступить очень прилично – на него устанавливались те же мосты Dana 44 (правда, с несколько более высоким передаточным отношением 3,73:1). А в 2005 году стал доступен и Unlimited Rubicon с внутренностями от обычного короткобазного “рубикона”. В 2007 году вышло третье поколение Wrangler – JK. Длиннобазную версию Unlimited которого мы и взяли на наш "исторический" тест. |
Источник: Motorru